Ханты издавна жили в низовьях р. Оби с притоками Куноват, Сыня, Войкары. Первые люди поселились в районе нынешнего с. Мужи в 1 тысячелетии до н.э.
Об этом свидетельствуют найденные кости древних животных, а также поселения эпохи средневековья - Айпугор и Вотхатлсойм.
Село Мужи стало заселяться переселенцами-ижемцами в 1840-1850 гг., они селились зачастую по соседству с поселениями хантов и манси. Например, до заселения с. Мужи зырянами на этой территории жили ханты.
В 1840 году в селе была построена деревянная церковь во имя святого архистрата Божия Михаила, а также два дома для духовенства в целях христианизации язычников хантов.
Поселок этот стали называть Попвож. К этому поселку и стали примыкать кочующие оленеводы коми. Ханты сейчас живут в пяти км. ниже от села, населенный пункт хантов коми-ижемцы называют «остяк Мыжи».
Впоследствии поселок Попвож получил название Мужи (по хантыйски «Мыжи» значит «незамирающая вода»).
Такое название село получило потому, что вблизи села есть озеро, в котором рыба - основной продукт питания хантов может перезимовать, так как, по мнению хантов, вода подо льдом остается живой.
Вместе с ижемскими оленеводами переваливали через Урал и некоторые семьи европейских ненцев из числа членов Ижемской волости, Большая часть из них, работая пастухами, весной вместе с оленеводами возвращалась обратно в Большеземельскую тундру.
Но были и такие, кто оставался и оседал в ижемских поселениях.
В метрических книгах Мужевской церкви за 70-80-е годы XIX века встречаются такие фамилии, как Хатанзеев (Хатанзи), Валеев (Вэли), Вануйтин (Вануйто), Выучи и другие.
По данным переписи 1897 года в Мужах было зарегистрировано три ненецких семьи, 20 человек ненцев.
В с. Мужи Обдорского отделения Куноватской волости был торжок, который проходил в ноябре месяце каждого года. Кроме зырян на Торжок съезжались со своими товарами русские и остяки.
В 1850 году на Мужевском торжке продавали осетра, нельму, семгу, белку, лисиц-белодушек, оленьи шкуры, неплюи, одежду (парки, малицы, пимы), коровье масло.
В 1892 году березовский купец Степан Трифонович Окунев в Мужах занимался выращиванием ржи.
Вот что сообщал об этом сам Окунев: «Посев озимой ржи на пространстве 20 кв. сажен произведен был а 1892 году в селении Мужи Березовского округа (лежит на Оби, на 250 верст ниже г. Березово).
Население состоит из остяков и зырян, занимающихся рыболовством. О посеве хлебов не имеют понятия.
Посев был произведен 4 августа в количестве двух фунтов семенами, вывезенными из Тарского округа. Осень была холодная, всходы появились 25 августа, первый заморозок был 7 сентября, вслед за тем выпал снег, стаявший лишь около 20 мая следующего года: при теплой погоде рожь стала расти быстро и весенними заморозками повреждена не была.
В конце августа хлеб был сжат. Намолочено 16 фунтов».
Известен С.Т. Окунев и как меценат.
Приводим в подтверждение заметку из «Сибирского листа» № 14 за 1901 год: «...Кстати будет здесь упомянуть, что жертвователь на свои средства построил одну школу в с. Мужи Березовского уезда».
В конце XIX века был составлен проект железнодорожного штурма Полярного Урала с выходом к с. Мужи, который принадлежал замечательному русскому художнику, зачинателю полярного жанра в нашей живописи,
смелому и отважному арктическому мореплавателю Александру Борисову. Трасса должна была соединить Архангельский торговый порт с причалами на нижней Оби. В российском министерстве путей сообщения рассматривали
два варианта трассы - северный, с выходом к Обдорску, и южный, с выходом к большому торговому селу Мужи на левом берегу Малой Оби.
В июле 1892 года в Мужах побывал тобольский золотопромышленник купец
А.А. Сыромятников. Вот что он писал в своем отчете о нашем поселке: «Хотя село стоит на довольно высоком берегу, но место топкое, отчего на улице мокро и в дождливое время вязнешь буквально по колено,
что представляло бы большое неудобство, если бы не мостки из горбылей и плах. В середине села площадь, на которой находится могила с деревянным крестом и ограда, означающая, что на этой месте была церковь, первая по счету, затем построили другую, которая сгорела, третью построили 1889 году».
Село Мужи из малозначимого поселения с 72 жителями в 1851 году превратилось к началу XX века по дружным отзывам современников, в богатое торговое село.
Решающую роль в этом сыграло его удачное расположение на берегу Оби, где пересекались важнейшие торговые пути, почтовый и земский тракты и предприимчивость его жителей, главным образом зырян. На 1 июля 1909 года в нем действовали церковь, почтовая и земская станции, пять торговых лавок, одна книжная лавка, имелось 80 домохозяйств (в 1892 г. - 40-50), а всего - 465 человек.
Одним из них был зажиточный зырянин Филиппов, создавший на р. Большая Харута (противоположная сторона Урала) медный рудник. По данным на июль 1909 года в Мужевских юртах при р. Малой Оби было 18 хозяйств и 89 жителей.
В 1925 году в с. Мужи имелось 112 бедняцких, 143 середняцких, 10 зажиточных дворов, проживало 1305 коми. Исследователь Г. Старцев подчеркивал, что три четверти дворов в этом селе находилось в постоянной нужде.
Коми в это время составляли абсолютное большинство среди других национальностей.
Вот какой представилась «зырянская столица» - с. Мужи в 1926 году участникам Северо-Уральской экспедиции АН СССР и Уралплана: «Теперь Мужи очень оживленны: в селе за последние годы заведено радио и электричество.
Не так давно более двух тыс. км от Обдорска до Тобольска были обставлены телеграфными столбами, вместе с радио пришло в Мужи и электричество. До этого жители Крайнего Севера могли его видеть только на проходящих пароходах. Зыряне долго не верили, что им в дома дадут свет по проволоке. Сейчас электричество не вызывает никакого удивления, и даже ближние остяки, заезжая к зырянам в гости, без страха крутят черные выключатели».
Спустя десятилетия в результате постоянного притока сюда с Печоры и Ижмы новых переселенцев здесь образуется большое коми-ижемское село, в котором поданным на 1926 год насчитывалось 384 хозяйства и 1305 человек коми. Г. Старцев назвал с. Мужи «типично коммерческим селом, производящим впечатление городка». Наиболее богатые оленеводы имели до двух тысяч голов оленей, но были и семейства, содержащие всего 25-30 голов. По наблюдениям того же автора, здесь был «довольно заметный слой зырян-батраков, живущих в качестве наемных рабочих у крупных оленеводов или работающих на рыболовных промыслах».
Таким представилось в своих исследованиях и путевых заметках путешественникам, купцам, золотопромышленникам, ученым и исследователям о XIX начале XX века наше село Мужи.
Село Мужи является административным и культурным центром района. В селе развит водный, воздушный и автомобильный транспорт, а также такие отрасли народного хозяйства, как сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, оленеводство, охотопромысел, рыбодобыча, сбор дикоросов.
В селе расположены детская и взрослая районные библиотеки, Дом детского творчества, районный историко-краеведческий музей, средняя общеобразовательная школа, детская музыкальная школа, районная газета «Северная панорама», районное телевидение «Мужи».
В центре села установлены памятники борцам за установление советской власти, памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник основателю советского государства В.И.Ленину.