МужиШурышкарский районШурышкарский район
События Справочник Знаменитые люди Образование Адреса и телефоны Карты и схемы
Главная Сельские поселения Шурышкасркий район Фотогаллерея Организации Новости Официально

Добавить в Избранное  / Почта

:: Разделы ::
..: Справочник :..
..: Транспорт :..
..: Погода :..
..: Контакты :..
..: Фото района :..
..: Гостевая книга :..
..: Обмен ссылками:.
..: Наши партнеры :..

 

Почта @muji.ru

Логин
Пароль

 


Rambler's Top100

История возникновения села Мужи

Ханты издавна жили в низовьях р. Оби с прито­ками Куноват, Сыня, Войкары. Первые люди посе­лились в районе нынешнего с. Мужи в 1 тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют найденные кости древних животных, а также поселения эпохи средневековья - Айпугор и Вотхатлсойм.

Село Мужи стало заселяться переселенцами-ижемцами в 1840-1850 гг., они селились зачастую по соседству с поселениями хантов и манси. Напри­мер, до заселения с. Мужи зырянами на этой терри­тории жили ханты. В 1840 году в селе была постро­ена деревянная церковь во имя святого архистрата Божия Михаила, а также два дома для духовенства в целях христианизации язычников хантов. Поселок этот стали называть Попвож. К этому поселку и ста­ли примыкать кочующие оленеводы коми. Ханты сейчас живут в пяти км. ниже от села, населенный пункт хантов коми-ижемцы называют «остяк Мыжи». Впоследствии поселок Попвож получил на­звание Мужи (по хантыйски «Мыжи» значит «незамирающая вода»). Такое название село получило потому, что вблизи села есть озеро, в котором рыба - основной продукт питания хантов может пере­зимовать, так как, по мнению хантов, вода подо льдом остается живой.

Вместе с ижемскими оленеводами перевалива­ли через Урал и некоторые семьи европейских нен­цев из числа членов Ижемской волости, Большая часть из них, работая пастухами, весной вместе с оленеводами возвращалась обратно в Большеземельскую тундру. Но были и такие, кто оставался и оседал в ижемских поселениях. В метрических книгах Мужевской церкви за 70-80-е годы XIX века встречаются такие фамилии, как Хатанзеев (Хатанзи), Валеев (Вэли), Вануйтин (Вануйто), Выучи и другие. По данным переписи 1897 года в Мужах было зарегистрировано три ненецких семьи, 20 человек ненцев.

В с. Мужи Обдорского отделения Куноватской волости был торжок, который проходил в ноябре месяце каждого года. Кроме зырян на Торжок съез­жались со своими товарами русские и остяки. В 1850 году на Мужевском торжке продавали осетра, нельму, семгу, белку, лисиц-белодушек, оленьи шкуры, неплюи, одежду (парки, малицы, пимы), коровье масло.

В 1892 году березовский купец Степан Трифонович Окунев в Мужах занимался выра­щиванием ржи. Вот что сооб­щал об этом сам Окунев: «По­сев озимой ржи на простран­стве 20 кв. сажен произведен был а 1892 году в селении Мужи Березовского округа (лежит на Оби, на 250 верст ниже г. Березово). Население состоит из остяков и зырян, занимающихся рыболовством. О посеве хлебов не имеют по­нятия. Посев был произведен 4 августа в количестве двух фунтов семенами, вывезенны­ми из Тарского округа. Осень была холодная, всходы появи­лись 25 августа, первый замо­розок был 7 сентября, вслед за тем выпал снег, стаявший лишь около 20 мая следующего года: при теплой погоде рожь стала расти быстро и весенними заморозками повреждена не была. В конце августа хлеб был сжат. Намолочено 16 фунтов».

Известен С.Т. Окунев и как меценат. Приводим в подтвер­ждение заметку из «Сибирско­го листа» № 14 за 1901 год: «...Кстати будет здесь упомя­нуть, что жертвователь на свои средства построил одну школу в с. Мужи Березовского уезда».

В конце XIX века был со­ставлен проект железнодо­рожного штурма Полярного Урала с выходом к с. Мужи, который принадлежал замеча­тельному русскому художнику, зачинателю полярного жанра в нашей живописи, смелому и отважному арктическому мо­реплавателю Александру Бо­рисову. Трасса должна была соединить Архангельский торговый порт с причалами на нижней Оби. В российском ми­нистерстве путей сообщения рассматривали два варианта трассы - северный, с выходом к Обдорску, и южный, с выхо­дом к большому торговому селу Мужи на левом берегу Малой Оби.

В июле 1892 года в Мужах побывал тобольский золото­промышленник купец А.А. Сыромятников. Вот что он писал в своем отчете о нашем посел­ке: «Хотя село стоит на доволь­но высоком берегу, но место топкое, отчего на улице мокро и в дождливое время вязнешь буквально по колено, что представляло бы большое не­удобство, если бы не мостки из горбылей и плах. В середине села площадь, на которой находится могила с деревянным крестом и ограда, означающая, что на этой месте была церковь, первая по счету, затем построили другую, которая сгорела, третью построили 1889 году».

Село Мужи из малозначимого поселения с 72 жи­телями в 1851 году превратилось к началу XX века по дружным отзывам современников, в богатое тор­говое село. Решающую роль в этом сыграло его удач­ное расположение на берегу Оби, где пересекались важнейшие торговые пути, почтовый и земский трак­ты и предприимчивость его жителей, главным об­разом зырян. На 1 июля 1909 года в нем действова­ли церковь, почтовая и земская станции, пять тор­говых лавок, одна книжная лавка, имелось 80 домохозяйств (в 1892 г. - 40-50), а всего - 465 чело­век. Одним из них был зажиточный зырянин Филип­пов, создавший на р. Большая Харута (противопо­ложная сторона Урала) медный рудник. По данным на июль 1909 года в Мужевских юртах при р. Малой Оби было 18 хозяйств и 89 жителей.

В 1925 году в с. Мужи имелось 112 бедняцких, 143 середняцких, 10 зажиточных дворов, прожива­ло 1305 коми. Исследователь Г. Старцев подчерки­вал, что три четверти дворов в этом селе находи­лось в постоянной нужде. Коми в это время состав­ляли абсолютное большинство среди других наци­ональностей.

Вот какой представилась «зырянская столица» - с. Мужи в 1926 году участникам Северо-Уральской экспедиции АН СССР и Уралплана: «Теперь Мужи очень оживленны: в селе за последние годы заведено радио и электричество. Не так давно более двух тыс. км от Обдорска до Тобольска были обстав­лены телеграфными столбами, вместе с радио при­шло в Мужи и электричество. До этого жители Край­него Севера могли его видеть только на проходящих пароходах. Зыряне долго не верили, что им в дома дадут свет по проволоке. Сейчас электричество не вызывает никакого удивления, и даже ближние ос­тяки, заезжая к зырянам в гости, без страха крутят черные выключатели».

Спустя десятилетия в результате постоянного притока сюда с Печоры и Ижмы новых переселен­цев здесь образуется большое коми-ижемское село, в котором поданным на 1926 год насчитывалось 384 хозяйства и 1305 человек коми. Г. Старцев назвал с. Мужи «типично коммерческим селом, произво­дящим впечатление городка». Наиболее богатые оленеводы имели до двух тысяч голов оленей, но были и семейства, содержащие всего 25-30 голов. По наблюдениям того же автора, здесь был «доволь­но заметный слой зырян-батраков, живущих в ка­честве наемных рабочих у крупных оленеводов или работающих на рыболовных промыслах».

Таким представилось в своих исследованиях и путевых заметках путешественникам, купцам, золо­топромышленникам, ученым и исследователям о XIX начале XX века наше село Мужи.

Село Мужи является адми­нистративным и культурным центром района. В селе развит водный, воздушный и автомо­бильный транспорт, а также такие отрасли народного хо­зяйства, как сельское хозяй­ство, растениеводство, живот­новодство, оленеводство, охотопромысел, рыбодобыча, сбор дикоросов. В селе расположены детская и взрослая районные библиотеки, Дом детского творчества, район­ный историко-краеведческий музей, средняя общеобразова­тельная школа, детская музы­кальная школа, районная газета «Северная панорама», районное телевидение «Мужи». В центре села установлены памятники борцам за установление советской власти, памят­ник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отече­ственной войны, памятник ос­нователю советского государ­ства В.И.Ленину.
Обновлен: 07.01.2009
                                        
© Copyright 2009. Мужи All Rights Reserved